Понедельник, 25.09.2017, 00:20
Главная » 2013 » Июнь » 25 » Научите малыша говорить
08:56
Научите малыша говорить

Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребёнка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию.

Эмоциональное общение с ребёнком оказывает особо важное влияние на становление его речи в процессе прохождения всех этапов речевого развития.

Развитие речи можно изобразить линейно: крик при рождении – улыбка при общении (2 месяца) – гуление (3-4 месяца) – лепет (6 месяцев) – повторение одинаковых слогов ба-ба и т.п. (8 месяцев) – использование 3-4 слов (1 год) – словарный запас 7-10 слов (1,5 года) – словарный запас 50 слов, использует фразу из 2 слов (2 года) – адекватно использует местоимения я, ты, мне (2,5 года) – словарный запас 250 слов, использует предложения из 3 слов; овладел множественным числом существительных и глаголов; называет своё имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа: «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку» (3 года).

Эти, так называемые сензитивные периоды, играют значительную роль в речевом развитии ребёнка. Если ребёнок не прошёл определённый этап в речевом развитии, либо он был упущен, происходит задержка речи.

Обязательным условием в коррекционном воздействии является развитие подражательной деятельности – это многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребёнком. Исследования показали, чтобы ребёнок начал активно применять слово, требуется большое количество повторений – до 70-90 раз. Нельзя даже с маленькими детьми сюсюкаться, подражая их детской лепетной речи. Дети должны слышать только правильно произносимые слова и предложения. Например, малыш научился говорить звукосочетание «би-би». Не останавливайтесь на достигнутом и не повторяйте за ребёнком его лепетные слова – взрослому надо говорить «машина».

Следующее условие речевого развития – формирование предметно-действенного общения взрослого с ребёнком. Например, игра с машинкой. Взрослый просит: «Дай машину». Ребёнок приносит. Взрослый говорит: «Это машина. Что это? Скажи: машина». Ребёнок: «Би-би». Взрослый: «Би-би. Машина. Скажи: машина». Взрослый продолжает: «Машина поехала в гараж. Где машина? (малыш показывает) Что это? Скажи: машина» и т.д. Всякое проявление речи у ребёнка необходимо поощрять.

Ответственным моментом является, когда у ребёнка с достаточно развитым пониманием речи появляется потребность повторять слова за взрослым. В норме при накоплении в активном лексиконе до 30 слов ребёнок переходит к усвоению первых двухсловных построений.

Яркой особенностью отставания речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. То есть ребёнок повторяет только первоначально приобретённые им слова (чаще их не более 10), но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место и при нормальном развитии речи, но не более, чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 5 слов.

Таким образом, несвоевременное появление активного речевого подражания, выраженные нарушения слоговой структуры слова, несвоевременное овладение объединять слова между собой, следует считать ведущими признаками нарушений речи на ранних его этапах. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудиоаппаратура) снижают активность собственной речи ребёнка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания мешает ребёнку «разговориться». Важно, чтобы с ребёнком разговаривали, а не просили повторять слова. У ребёнка должна возникнуть потребность, заинтересованность, необходимость в общении. Ребёнок, не пользующийся фразовой речью к 2,5 годам, должен быть обязательно консультирован детским невропатологом или психоневрологом.

Уважаемые родители, будьте внимательны к своим детям! При малейших сомнениях в развитии своего малыша, своевременно обращайтесь к специалистам.

Удачи Вам и Вашему малышу!

С уважением.

Парахина Е.Д. учитель-логопед МБ ДОУ № 47

Просмотров: 58 | Добавил: Miller | Теги: МБ ДОУ № 47 г.Краснотурьинск, логопед, Парахина Е.Д. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0